печатные-2

Источник: Новая газета
Дата выпуска: 22.08.2011
Номер выпуска: 092
Рубрика: СЕЛИГЕР
Заглавие: <СЕЛИГЕР>,

или Музыка на воде

Организатор конкурса молодых композиторов на форуме <Селигер-2011> Валерий
Печейкин комментирует публикацию <Новой газеты>

Друг спросил меня: <Что ты пишешь?> Я ответил, что это письмо в <Новую газету>,
где я стараюсь объяснить, что такое <Селигер> и что там делали академические
музыканты, что я там сам делал. А еще это ответ на письмо Олега Пайбердина,
которое опубликовали, не вдаваясь в тонкости (см. No. 89 от 15 августа 2011 г.). А
ведь именно в них - в этих <чуть-чуть> - живут искусство и правда. Мне бы
хотелось рассказать о том, почему <приличные люди> приезжают на
правительственный форум и как они, ничуть не растеряв своего <приличия>,
уезжают.

<:> Я был на Селигере и могу сказать тем, кого <заманили> и кто хотел быть
заманен, всем, кто играл там на скрипках, флейтах и виолончелях, дирижировал или
был дирижируем: <Хватит врать. Там было плохое, было хорошее. Но делать вид, что
все плохое возникло из-за посторонних негодяев, приверженцев не тех идей, это
ерунда полная. Мы все - все вместе - сели в озеро, которое уже сейчас, благодаря
нашей перебранке, превращается в лужу>.
Пайбердин пишет:
<Я спрашиваю себя, почему мы все это терпели? <:> Но мы еще видели, что наше
присутствие необходимо именно молодым композиторам. Мы видели молодых ребят,
которых не хотелось бросать>.
Олег, ну-ка расскажите о том, как вы сбежали с форума в первый же день (вместе с
авансом), наплевав на молодых композиторов. Расскажите, как музыканты отказались
записывать на CD сочинение одного из участников, когда после урагана
восстановили студию. Расскажете?
Пайбердин упоминает ураган <:>:
<Накануне  нашего приезда на Селигере произошел ураган. Уже вечером те, кто был
на собрании в лагере из кураторов (в частности, Я. Судзиловский), сообщили, что
есть жертвы - погибли 3 человека, есть несколько пострадавших>.
<:> Дорогой Олег, в тот вечер собрания не было вообще, а информация о жертвах -
слухи, которые распространяют уже не местные <сороки>, а вы. <:>
Далее следует анекдот о сухих палатках - пересказ. Когда автор говорит о
невыплаченном гонораре, он сообщает, что это <один из кураторов сказал>. Таких
<фактов>, которые уловило чуткое музыкальное ухо Пайбердина, в статье
предостаточно. <:>
Интересное дело <:> сорокалетний человек дал увезти себя на форум, и только
когда ему пришлось пострадать сильнее, чем библейскому Иову, только тогда,
заметьте, он решил узнать, кто же этим форумом руководит! <:>
Так вот, <этот Якеменко> не просто ходит по форуму, а, заслышав авангардные
звуки (<наномузыку> Марка Булошникова), сразу направился к их источнику. И я там
был, и мед тек по моим усам, поэтому я помню, что реакции на сочинение
Булошникова со стороны Якеменко не было просто никакой. <:> Но уж очень
хотелось, чтоб запретили. А если уж очень просят, то можно и запретить.
<Вечером, когда нас попросили кураторы Я. Судзиловский и В. Печейкин исполнить
сочинение Булошникова <:>, мы не смогли исполнить его полностью, так как
руководство испугалось текста произведения и на середине отключило все
микрофоны. Нас попросили уйти со сцены.
(Заметьте, не такие уж свиньи эти два куратора - Судзиловский и Печейкин, - если
попросили исполнить такое страшно скандальное сочинение.)
Про микрофоны - чистая правда, отключили. А знаете почему? Передаю то, что сам
наблюдал: начали свистеть. И я бы свистел на месте публики. Ведь обещали
<нормальный> концерт, танцы, а тут: Дирижер читает фальцетом острейшую
политическую сатиру в плохо настроенный микрофон (за несколько часов до этого
случился новый ураган и аппаратуру подзалило). В общем, молодежь гудит и
улюлюкает (крики <фу!>, <лажа!>), тогда действительно отключают микрофоны и
человек, который изображал из себя организатора, послал музыкантов подальше.
Нет, не в задницу, а на среднюю сцену. То есть, понимаете, никто не хватает
людей с криком: <Вы только что сыграли политическое сочинение!> <:> Музыкантов
просто слили, их музыка не была интересна. <:>
А вот на мою благоглупость (<Это недопустимо! Нужно доиграть на другой сцене!>)
один из музыкантов ответил предложением разбить мне е**ло. Ну или что там у
меня?.. Лицо? <:>
На эту историю давно бы плюнуть, но <:> я был помощником куратора и несу
ответственность за произошедшее. <:> <Селигер> не похож на ландыш, и я это знал
заранее. Его организаторы мне были известны (умею пользоваться интернетом).
<:> Я был наказан в первые же дни пребывания на форуме, когда выяснилось, что
жить негде. Мне и композитору Судзиловскому предложили спать на одной кровати в
доме организаторов.
Вместо этого я прожил неделю на чердаке избы (без света). <:> Да, мы питались
скудной пищей, но пища для размышлений была богата!.. Вот ее плоды в виде
афоризма: единственное, за чем едут на <Селигер> интеллигенты, - деньги и связи.
Интеллектуалы - повеселиться. Мне было весело, но с каждым днем все меньше:
умнею, наверное.
<:> То, что я скажу, будет пошлостью, но я вспоминал любимого Шостаковича.
Человека, который выстоял в условиях несравнимо более тяжелых. И мне стало остро
не хватать Дмитрия Дмитриевича - написавшего как <Марш советской милиции>, так и
оперу <Нос>. Увы, Селигер показал, что композиторы не могут написать ни <песни о
полиции>, ни песни против нее. Честно говоря, мне не понравилась их музыка.
Когда один хороший человек попросил меня сказать двумя словами, что мне не
нравится на <Селигере>, я привел ему метафору. В один из дней мы с другом искали
банкомат. <:> Подходим, и мой друг (инсектофоб, надо сказать) бледнеет: весь
терминал усажен насекомыми: И они копошатся: Насекомые на банкомате. У каждого
свой <Селигер>.

----