печатные

Источник: Московский Комсомолец
Дата выпуска: 04.11.2011
Номер выпуска: 25789
Заглавие: Ксения куршевельская Г-жа Собчак: "По сравнению с
Абрамовичем я нищая как церковная крыса"
Автор: Александр Мельман
Рубрика: ПЕРСОНА

Не виноват я, она сама пришла. А ведь так хотелось ее разоблачить,
пригвоздить, раздеть. Да и вопросы уже были наготове: кто ты? что ты?
о чем ты? почем ты? а главное - зачем ты? Именно так, на "ты", потому
что в свои 30 она для меня девочка.

Но Собчак парировала: "А я буду с вами на "вы", потому что мы еще не
так близко знакомы". Ну что ж, ничего не поделаешь, пойду на "вы". А
что в результате? Девушка оказалась более чем адекватной. И очень
вменяемой. Что радует на самом деле. "Я человек несравнимый"

- Я бы хотел понять, с кем разговариваю. Когда я встречаюсь с
Геннадием Хазановым, с Эльдаром Рязановым, с Владимиром Познером, то
мне все ясно. А с кем я сейчас говорю?

- Вы говорите с Ксенией Собчак.

- И кто это?

- А вы не знаете? Ксения Собчак - телеведущая, журналист.

- Хорошая телеведущая, журналист?

- Уж не мне, наверное, судить. Кто-то считает, что хорошая; кто-то -
что не очень. Кому-то нравится Михалков и фильм "Предстояние", а
кому-то - нет. Хороший режиссер Михалков или не очень? Наверное, в
чем-то когда-то хороший, в чем-то нехороший. Это уж каждый для себя
решает.

- Наверное, вы сейчас не сравнивали себя с Михалковым?

- Я, как любой человек, живущий на нашей планете, человек несравнимый.
Я могла вам кого угодно привести в пример - это не значит, что я с
собой сравниваю.

- Это правда. Но когда мне предложили взять у вас интервью, некоторые
почему-то меня жалели: "Ты - с Собчак? Ну, докатился!.."

- Смею вам заметить, это опять вопрос не ко мне, а к вам и к вашим
внутренним переживаниям.

- Ладно, давайте о конкретном. Не понимаю, почему раздули историю с
вашим видео с Василием Якеменко. Что в нем особенного?

- Вы хотите меня, человека, который работает в одном из главных
интеллектуальных журналов нашей страны, спросить, разделяю ли я мнения
людей, что ролик заслуживает внимания? Да, я считаю, что это правда
забавный, смешной, интересный ролик.

- Его забавность в том, что вы застали главу Росмолодежи в очень
дорогом ресторане? А он, по образу своему, должен ходить в закусочную?

- Нет, он никому ничего не должен. Я точно не тот персонаж, который
будет морализировать на какую-то тему, ставить оценки и обличать. Я в
своем видео так не делаю. Подхожу, прошу интервью, человек отказывает,
я делаю ремарку по поводу того, что это дорогой, модный ресторан,
смотрю в меню и советую устрицы белон. Зато официальная реакция
государственной организации, последовавшая за этим, по-настоящему
интересна и гораздо смешнее, чем само видео. А как вам реакция
пресс-секретаря, которая вдруг с криками: "Проститутка!" - бросается
на меня, как бабушка у подъезда, когда видит девочек на каблуках и в
мини-юбке? Это же так весело!

- А если б вы пришли в тот же или в другой дорогой ресторан и увидели
премьер-министра Путина, так же бы его засняли?

- Вы знаете, я никогда не видела премьер-министра Путина ни в одном
таком ресторане. Может, он на дом себе заказывает, я не знаю.

- Ну да, он хорошо шифруется. Зато Якеменко у нас объект насмешек.

- Любой человек, сидящий в таком ресторане, мог же прореагировать
совершенно иным образом, сказать: "Нет, я предпочитаю фин де клер, к
тому же, извините, вы мне мешаете проводить семейный обед". Тут же
вопрос реакции, а не моего подхода. Я, наоборот, поражена, что вся
государственная машина, молодежная организация накинулась на меня,
будто я преступница какая-то. Разве журналист не может подойти в
ресторане к чиновнику и попросить у него интервью?

- Вы видите себя через какое-то время в политике, как, например, ваша
подружка Канделаки?

- Я не знаю, где и в какой политике видит себя Канделаки и в какой
политике видите себе ее вы. Я себя там не вижу. Занимаюсь своей
работой, она мне интересна, увлекательна, я живу своей жизнью.

- После того как Канделаки подписала письмо против Ходорковского, вы с
ней не общаетесь?

- Я же не побоялась публично заявить об этом, написав в журнале
"Русский пионер" заметку под названием "Письмо одного". Я считаю, что
человек, который подписывает такие письма, изначально ставит крест на
своей репутации. Как бы ты ни хотел с этой властью сблизиться, как бы
вообще ни ощущал себя в политическом пространстве, есть какие-то
табуированные именно для нашей страны вещи, которые приличный человек
делать просто не имеет права. Точно так же, если бы даже мой близкий
друг стал выкрикивать националистические лозунги, я бы тоже нашла силы
его критиковать, высказывая свою точку зрения. И дружба тут ни при
чем.

- За это стоит вас уважать. А как вы тогда относитесь к тем, кто вас
ненавидит или даже презирает? Это их проблема?

- Наверное. Вы знаете, помимо каких-то своих увлечений, хобби я очень
много читаю книг по психологии и могу сказать, что по поводу того, как
жить, я согласна с постулатом Зигмунда Фрейда. Он говорил, что
человека обидеть невозможно - человек может только принять решение,
что он обиделся. Единственное, что я могу сделать в такой ситуации, -
просто пропускать мимо, не пускать в себя, в свою ауру.

- Если вы поклонница Фрейда, то должны разделять все его постулаты.

- Нет, я ничего никому не должна и не говорила, что я фрейдистка.
Просто я люблю психологическую литературу, не только Фрейда -
Роджерса, Юнга.

"Стояла у метро с плакатом "Голосуй за Собчака!"

- Ну да, здесь люблю, здесь не люблю. Хочу поговорить о вашем отце. У
Анатолия Александровича Собчака политическая жизнь получилась
неоднозначной. Когда в 91-м, на волне бешеной популярности, он стал
мэром, вы уже понимали, что являетесь дочкой высокопоставленного лица?

- Я была маленькой девочкой, меня больше интересовала таблица
умножения и то, как я напишу сочинение в конце года. Но, безусловно,
видела: в семье происходят удивительные события, к нам домой приходят
люди, просят папу о помощи. Сама стояла с плакатом "Голосуй за
Собчака!" у метро. Я понимала: папа говорит то, что люди воспринимают,
хотят слышать, что папа делает что-то очень важное для нашего
общества.

- Но через несколько лет у вашего отца случились очень серьезные
проблемы, он даже вынужден был бежать из страны.

- Да, это я помню. Никогда не забуду, как его не выбрали мэром и как в
одночасье у нас дома замолчал телефон. Как вернулись во власть люди,
которые называли себя близкими друзьями. Меня это тоже сформировало, я
поняла цену человеческим отношениям.

- Естественно, вы это воспринимали как несправедливую травлю?

- Безусловно. Не только я так воспринимала, но и все думающие и
понимающие политическую ситуацию люди. Вот сейчас, спустя год, глава
президентской администрации Нарышкин нам открыл наконец глаза на то,
что Лужкова сняли за коррупцию. Просто сенсация какая-то! И речь идет
о миллиардах долларах, "Интеко", Батуриной и т.д. А если вы помните
дело Собчака, уровень разбирательства - какая-то присоединенная
комната к квартире, из-за чего раздули невероятный скандал. До сих пор
моя мама в Питере живет в той квартире. Моя семья до того, как я стала
заниматься телевизионной карьерой, жила очень скромно, и все люди,
которые с нами общаются, это знают. Смешно говорить о какой-то
коррупции, когда сейчас, живя в Москве, я понимаю весь ее немыслимый
масштаб. Тогда и дела-то были смешные: с Собчаком - за комнату, со
Станкевичем - за 10 тысяч долларов... Знаете, я даже скучаю по тому
времени.

- Но есть еще и компромат на Путина, когда он был в Петербурге
заместителем Собчака по внешнеэкономическим связям.

- Я не юрист и в этих вещах не разбираюсь. Сужу по факту: что Владимир
Владимирович, что мой отец - жили очень скромно. Я была на даче у
Владимира Владимировича под Санкт-Петербургом - это более чем скромная
дача. Видела, как живут его жена, дочери, знаю, как живет моя семья. Я
никого не покрываю - просто знаю. Даже если вы не верите, я правда это
видела.

- Ну а что же тогда произошло с теми, кто жил так скромно, в 2000-х?
Может, власть на них влияет или живем один раз, и надо все успеть? Как
вы думаете?

- Я не знаю, кто чем воспользовался, и не могу говорить за всех людей.
Я человек профессиональный, Александр, и меня не поймаешь. Я говорю
только на основе конкретных примеров. Да, коррупция в России сейчас
несравнима с той, что была в 90-х. Но обвинять одного человека, как
многие пытаются сделать, Путина или Медведева, тоже глупо. Это еще и
история про контроль со стороны гражданского общества, который должен
быть. Вот чем надо заниматься. Думаю, что и Владимир Владимирович, и
Дмитрий Анатольевич идею борьбы с коррупцией поддерживают и готовы с
ней бороться, просто не всегда понятно, как это сделать в отсутствие
активного гражданского общества. "Еще меня лошадкой называют"

- Вы говорили, что ваша мама жила скромно...

- Сейчас уже нет. Слушайте, я зарабатываю большие деньги. Вот сейчас
купила дом и хотела бы, чтобы мама там жила вместе со мной.

- Вы можете себя назвать богатым человеком?

- Да, безусловно.

- Это же все так относительно...

- Конечно, по сравнению с Абрамовичем я нищий человек, просто как
церковная крыса. Но на самом деле я много зарабатываю, так что не
жалуюсь.

- Может, это некорректный вопрос, но ваши источники заработка - не
только журналистика?

- Телевизионные проекты - главная статья моего бюджета. Еще я являюсь
бизнес-партнером по двум ресторанам, акционером компании "Евросеть",
ну и корпоративы.

- Помните то время, когда вас называли, как бы помягче сказать... Что
вы находитесь на содержании у мужчин, с которыми у вас близкие
отношения?

- У каких, интересно? Я такого никогда не слышала, вплоть до
последнего выпада пресс-секретаря Якеменко.

- Вы уже забыли то время?

- Может, вы правда с кем-то другим разговариваете? У меня был
гражданский муж 11 лет назад, мы с ним прожили 4 года, в том числе
когда я училась в институте, и, безусловно, у нас с ним были
внутренние семейные отношения. Если это называется "быть на содержании
у мужчины"...

- А что такое "светская львица", вы понимаете?

- Нет, не понимаю. Да мало ли как меня называют?! Если, например,
называют носорогом, я от этого носорогом не становлюсь. Еще меня
лошадкой называют - так что, у меня грива после этого начинает расти
или хвост? Ну, называли меня светской львицей, потом перестали
называть. К этому я никакого отношения не имею.

- Вы были в Куршевеле?

- Да, много раз, я очень люблю это место.

- По приглашению Прохорова?

- Мне уже давно не нужно ничье приглашение. Когда человек зарабатывает
несколько миллионов долларов официально в год, он может себе позволить
снять номер за пару тысяч долларов и поехать в Куршевель.

- Но там еще была замечена и Людмила Борисовна Нарусова.

- Да, я уже третий год отправляю ее туда, чтоб мы могли быть с ней
вместе. Она и в Юрмалу со мной ездит. Мама у меня, кстати, Куршевель
не очень любит, но раз уж я туда отправляюсь, то и она со мной.

- Вы просто замечательная дочь!

- Не мне судить, но мама - единственный близкий мне человек. Не всегда
у нас происходит понимание, хотя я его ищу и стараюсь делать так,
чтобы потом не было стыдно за себя и свое поведение перед ней. Потому
что бывает момент в жизни, когда человека уже нет, а ты жалеешь, что
не провел какое-то время с ним. У меня такое уже было один раз - с
отцом, и я не хочу, чтобы это повторилось.

- Скажите, женская дружба бывает?

- Да, конечно. Я горжусь тем, что много лет у меня есть очень близкие подружки.

- Когда рядом с вашим светлым образом возникает Волочкова, вам
становится противно? Мне кажется, она милый, тонкий, добрый человечек,
с которым все-таки стоит дружить. Нет?

- Мне кажется, что это игрушка из моего далекого детства. У меня с
того времени появились новые игрушки. Вася Якеменко, например.

- А то, что вы бегали по Большому театру, изображая Настю, это как?

- По-моему, я не Волочкову изображала, а себя. Просто была ночная
экскурсия для деятелей искусства, журналистов. И я решила пробежаться
по сцене до ее торжественного открытия.

- Наверное, деятели искусства, увидев такое, сказали: "Какая пошлость!"?

- Ну, пусть говорят. Не ко мне вопрос, а к ним.

- "Пусть говорят" обычно говорит Малахов. Но вы к себе тоже, наверное,
относитесь не очень серьезно?

- Стараюсь.

- В общем, жизнь - клевая штука или обязательно нужно пострадать?

- Мне кажется, умному человеку достаточно сложно быть счастливым, и
поэтому настоящая задача - находить в себе силы быть счастливым,
понимая все-таки законы мироустройства. И это, думаю, главная проблема
человеческой жизни.

- Вы сентиментальный человек? Когда в последний раз плакали? Я не имею
в виду личные трагедии, потери близких. Может, что-то смотрели, читали
- и вдруг...

- Ну, конечно, у меня такое часто бывает. Последний раз я
пересматривала "Декалог" Кшиштофа Кесьлевского, третью или четвертую
историю, про мальчика, который утонул. Это меня очень тронуло.

- Говорят, вы иногда хамите в ответ. Но, может, хама только так и
можно поставить на место?

- Не назвала бы это хамством, но я быстро раздражаюсь. Бывает такое.
Как эмоциональный человек могу не сдержаться и жестко сказать. Не
считаю, что этим стоит гордиться, стараюсь работать над собой.

- Когда вы в зеркало смотритесь, себе нравитесь?

- По-разному. Иногда - да, иногда - нет. В зависимости от того, как
выгляжу, выспалась ли, не отекло ли лицо.

- Это все внешнее. Но бывает момент, когда человек хочет плюнуть в
свое отражение, потому что просто презирает себя за какую-то подлость.
У вас так было?

- У каждого человека есть вещи, за которые ему стыдно. Но мы все-таки
не на исповеди. Я обязательно это проговариваю, но в других местах.

- И когда вас называют лошадкой за нижнюю часть лица...

- Мне кажется, это мило.

- Мне тоже так кажется. Вообще, обижаются, может быть, только глупые
люди, а умные - никогда?

- Обижаются люди, которые к себе слишком серьезно относятся. А
серьезное отношение к себе - первый признак максимально раздутого эго.
Мне кажется, это самое страшное, что может в жизни с человеком
произойти.