печатные-2

Журнал Собеседник, 1 полоса:

Ксения Собчак: Якеменко спасла НТВ-шная цензура

Сабурова Ольга

"Собеседник No.43"

Пресс-служба канала НТВ на минувшей неделе устала объяснять действия
своего руководства. Сначала из <<Центрального телевидения>> вырезали
целый сюжет о похищении людей в Чечне. А затем стало известно, что
<<НТВшники>>, рассказывавшие про скандал с участием Собчак и главы
Росмолодежи Якеменко, не вышли в намеченные сроки. В особенностях
предвыборной цензуры разбирался <<Собеседник>>.

Всего неделю назад в интервью нам ведущий <<ЦТ>> Вадим Такменев
утверждал, что сюжеты его программы запрещают крайне редко. Однако
новый пример цензуры на канале не заставил себя долго ждать. Репортаж
Николая Ковалькова, одного из лучших журналистов <<ЦТ>>, посвящался
беспределу, который царит в благополучной (со слов власти) кавказской
республике. Такменеву удалось показать сюжет жителям Дальнего Востока,
которые из-за разницы во времени видят все программы раньше москвичей.
Однако до эфира на Центральную Россию материал не дожил.

Что стоит за удобной для теленачальников

формулировкой, хорошо знает журналист Андрей Лошак. В прошлом
энтэвешник, он попадал в подобную ситуацию - с фильмом <<Теперь здесь
офис>> из цикла <<Профессия - репортер>>. Профессия заставляла его
рассказать о разрушительной политике застройки Москвы при прошлом
мэре. Однако правду узнали не все зрители.

- Когда на Дальнем Востоке наступает вечер, так называемый прайм-тайм
(именно в это время идут <<ЦТ>> и <<НТВшники>>. - Ред.), в Москве 13-14
часов дня, - объясняет Андрей. - Начальство каналов, выспавшись,
приезжает в телецентр и смотрит, что получилось. Если что-то не так,
сюжеты или перемонтируются и выходят на центральную часть России в
измененном виде, или снимаются с эфира и отправляются на доработку.

В моем случае сработал второй вариант. Я пытался смягчить какие-то
формулировки, хотя фильм и так был достаточно нейтральным по отношению
к власти. Фамилия Лужкова не произносилась ни разу. Кстати, так же,
как и в сюжете про похищения людей в Чечне не звучит имя Кадырова. Это
наши маленькие хитрости, которые, как выясняется, все равно не
работают... А через неделю мне честно сказали, что фильма в эфире не
будет. Что происходило в течение этой недели, я понятия не имею.
Может, были какие-то консультации. Видимо, начальство наших
теленачальников, которое понятно где находится, дало какие-то
распоряжения.

Теперь ситуация повторяется. Но если Лошак в какой-то момент не
выдержал и ушел с НТВ, его оставшиеся на канале друзья продолжают
терпеть.

Спустя всего час после оскандалившегося <<ЦТ>> на канале вышли
<<НТВшники>>, задававшиеся вопросом <<Кому нужна интеллигенция?>> Однако,
по информации Ксении Собчак, интересоваться Антон Хреков в тот вечер
должен был совсем другой темой - <<Почему мы не любим богатых?>> Ксения
была главной героиней той программы, поскольку выпуск строился на
<<устричной теме>>. <<НТВшники>> смотрели и обсуждали наделавшее шуму
видео, на котором Собчак сняла главу Росмолодежи Василия Якеменко в
дорогом ресторане Москвы.

- Я ждала программу, - призналась <<Собеседнику>> Ксения.

- Передача получилась острая, я прямолинейно высказывала свое мнение о
чиновниках в связи с Якеменко. Но <<НТВшники>> не вышли. Я убеждена:
сделано это по цензурным соображениям. Я жду от канала официальных
разъяснений или выпуска передачи на экран.

Сотрудники <<НТВшников>>, мягко говоря, удивились поведению Собчак. Как
рассказал нам на условиях анонимности далеко не последний в программе
человек, выпуск о скандале с Якеменко к показу пока даже не
планировался.

- В один день мы записывали сразу две программы - про интеллигенцию и
с участием Собчак, - объясняет один из энтэвешников. - Сразу ставить в
эфир решили <<Интеллигенцию>>. А вот с Якеменко еще предстоит
разбираться. После праздников наша редакция примет решение, предлагать
или нет к эфиру выпуск с Собчак.

Затем, как и любую другую, программу предстоит согласовать с
руководством. Подозреваю, без сложностей не обойдется. Если скажут,
что в таком виде передача выйти не может, есть 3 варианта: можно
забыть о программе (чего не хочется), пойти на принцип, устроив
скандал (этого делать не будем, мы же не враги сами себе, да и
Кулистиков нам не враг), или переделывать. Ничего неординарного в этой
ситуации нет - она сейчас довольно частая. Периодически повторяется и
никого из нас в принципе не удивляет. Это внешний мир реагирует на
подобные вещи болезненно. Просто вы знаете далеко не обо всем и далеко
не всё.