Re[2]: фотки скину попозже )) в вотсап ))

Воспитание современного журналиста

В последние несколько дней мне "посчастливилось" посетить три московских журфака: МГУ, МГИМО и РГГУ. Они напичканы абсолютно разными людьми, и каждый из них по-разному воспитывает своего журналиста.

Придя на журфак МГУ, я сразу же увидела кучу людей у памятника Ломоносову, которые занимались общим делом - уничтожением своего организма посредством сигарет и бесконечных обсуждений. Кто-то стоял группой и обсуждал, как его раздражает тот или иной студент, кто-то парочками обсуждал, как здорово они отобедали в "Eat and Talk", а кого-то я заметила в одиноком размышлении, и по выражению лица, будто его ударили лопатой, сразу понятно, что размышление это - о скучной жизни будущего журналиста-неудачника. Таких на факультете, который многие называют аппендиксом МГУ (он находится отдельно от главного здания), к сожалению, большинство.
Зайдя внутрь, сразу чувствуется запах котлет с капустой, который разносится везде и практически забивает другой ярко выраженный дух — дух творческого начала, если можно так выразиться. Видимо, именно из-за этого духа люди и поступают на журфак МГУ - каждый хочет показать, что он другой, пытается одеваться и думать не как все, читать и есть не то, что все. На факультете много барышень с претензией на вкус, которые пытаются внешне быть «дороже», чем они есть, и следовать последним тенденциям. Жаль, что 85% из них - безрезультатно. Обдумав это, я начала пытаться убежать от запаха котлет, но мне это не удалось - он преследовал повсюду, и я покинула здание, перед этим снова пройдя мимо толпы, чуть не пустив слезу от жалкого зрелища "журналистов" которые в скором будущем станут менеджерами среднего звена, или, в лучшем случае, сценаристами сериала о Гене Букине.

От журфака МГИМО я ожидала несколько другого приема. У меня было стереотипное представление о студентах этого института: представляла их замороченными на внешнем виде дочками состоятельных пап, с золотыми волосами, сумками Hermes или Gucci с бамбуковой ручкой, но я сильно ошибалась. На факультете журналистики МГИМО собрались те, кто хочет учиться. Там было много молодых людей, каждый из которых был занят именно тем, чем обычно заняты заинтересованные в получении нормального образования студенты. Кто-то читал, кто-то писал, кто-то обсуждал только что прошедшую лекцию, а кто-то бежал за деканом факультета с просьбой быстрее оценить свою работу. На факультете не пахло котлетами, что меня порадовало, но не пахло и творчеством, как на журфаке МГУ. Пахло разными странами, политикой и газетной бумагой. Не знаю, хорошо это или плохо, хотя, скорее, последнее. Я думаю, что в любом роде занятий и в любой голове нужно оставлять место творчеству, или хотя бы давать право его “духу” посещать тебя хотя бы раз в две недели. Иначе даже твое стремление учиться и быть профессионалом в своем деле не поможет, и ты завянешь, став, конечно, не менеджером, как в случае с журфаком МГУ, а хотя бы топ-менеджером, переводчиком или, например, сотрудником посольства, ведь МГИМО дает тебе возможность в совершенстве выучить два, а то и больше языка.

От журфака РГГУ я не ожидала ничего, и правильно делала. Начну, пожалуй, не с самого факультета, а с ужасной планировки здания всего университета. Это даже не муравейник, а скорее лабиринт минотавра или пирамида Тутанхамона, имевшая даже свои "гробницы". На поиски факультета журналистики в этой пирамиде понадобилось около часа. Меня направляли на разные этажи и в разные корпуса. На нулевом этаже я наткнулась на странные скульптуры, похожие на захоронения, что неудивительно - ведь раньше РГГУ был известен как московский историко-архивный институт. В итоге я нашла маленький, плохо освещенный, пустой коридор. Это и был журфак РГГУ. Более скучного факультета видеть мне не доводилось, и это притом, что я посетила его в разгар учебного дня. Мне даже нечего рассказать, потому что на этаже я обнаружила двух человек: девушку с заочного отделения, которая рассказала мне, что пришла узнать, как ей вообще учиться, а после сообщила кому-то по телефону что «пошла за свои кофем». Второй была неизвестная женщина на вид лет 30, со скверным характером. Чтобы узнать некоторые детали, я обратилась к ней "девушка", после чего услышала вопрос, заданный оскорбленным голосом: "где ты тут девушку увидела?". Растерявшись, я объяснила, что нахожусь здесь впервые и не знаю ее имени-отчества, но спрашивать, почему она сама обратилась ко мне на ты, причем достаточно грубым голосом, не стала. Это оказалась замдекана, странно, что она не любит комплименты и раздражается от слова "девушка" по отношению к ней. В целом создалось впечатление, что РГГУ даже не пытается воспитать журналиста — люди, поступающие туда, и без стараний местных преподователей знают, что не станут даже менеджерами среднего звена. Скорее всего, они просто постараются его окончить, а 40% это действительно удастся, и разбредутся кто куда. Кто-то создаст семью, кто-то станет консультантом «Adidas» в «европейском», а кто-то будет балансировать подносами в «япоше». На этом факультете не пахло ничем.

У каждого факультета своя политика воспитания журналиста. МГУ дает право на самовыражение и занимается воспитанием разумного индивидуализма. МГИМО делает из тебя журналиста-международника, который отлично разбирается в том, чему его научили и может рассказать об этом на нескольких языках. РГГУ, а что РГГУ - там просто пустой коридор.

Я видела много журналистов по диплому и много по призванию. Кто-то ведет себя грубо и цинично, кто-то бегает и напевает что-то о круассанах с медом, кто-то улыбается тебе, а потом ты читаешь на страницах желтого журнала факты, о которых никогда не говорила, кто-то провоцирует на грубость. Я считаю, что настоящих журналистов, вне зависимости от строчки «журналист» в дипломе, объединяет одно – верность своей душе и своему стилю, каким бы он ни был. Журналистика - это не наука, ей невозможно научиться. Журналист либо живет в тебе, либо нет. (Во всем что я написала, конечно, есть свои исключения, как и в любом правиле). А теперь выбери, где хочешь учится ты и каким журналистом ты хочешь стать. Спасибо за внимание. Мяу!